Взаимодействие классного руководителя и родителей в воспитании младших школьников
Задачи семейного воспитания:
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:
• гармоническое развитие ребенка;
• забота о здоровье детей;
• помощь в учении;
• трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
• помощь в социализации личности и ее самореализации;
• формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
• забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
• развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
• подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
• половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Семейные проблемы:
Таким образом, семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.
Так должно быть, если семья в полной мере выполняет свои функции. Однако современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению семьи и повышению ее значимости в воспитании детей.
С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем:
1. Усиление расслоения общества (по уровню материального достатка и социальному статусу);
2. Рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей;
3. Увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель;
4. Разрушение системы «родители-ребенок», усиливающее взаимное отчуждение детей и родителей;
5. Мощное агрессивное воздействие СМИ и глобальной сети ИНТЕРНЕТ.
Воспитательные функции:
Все это приводит к тому, что семья не всегда может в полной мере или не хочет выполнять свои основные воспитательные функции:
• способствование успешной социализации и самореализации ребенка в современном обществе;
• обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка;
• обеспечение защиты прав, жизни, здоровья и личной безопасности
Функции взаимодействия школы и семьи:
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в УВП, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
• информационная;
• воспитательно-развивающая;
• формирующая;
• охранно-оздоровительная;
• контролирующая;
• бытовая
Задачи взаимодействия:
• формирование активной педагогической позиции родителей;
• вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
• активное участие родителей в воспитании детей