Главная | Регистрация | Вход Пятница, 29.03.2024, 19:00

МОУ "Догойская средняя общеобразовательная школа имени Даширабдана Батожабая"

Меню сайта
Наш опрос
Мой любимый предмет
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Семья, ребенок и школа

Роль семьи в воспитании детей

Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачи­вают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного раз­вития. Семья оказывает определяющее влияние на становление лично­сти в дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка. Справедли­во утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.

Из истории образования. «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

В.А. Сухомлинский

Права ребенка

Семья является частью общества. В ней, словно в капле воды, от­ражаются все происходящие в нем процессы, как положительные, так и отрицательные. В то же время семья сама влияет на общество, поскольку в ней растет будущий гражданин. Поэтому в резуль­татах семейного воспитания заинтересованы обе стороны.

В Семейном кодексе Российской Федерации говорит­ся о необходимости укрепления семьи, построения семей­ных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности всех ее членов. Закон не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечивает беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав.

Каждому родителю необходимо знать международные докумен­ты, определяющие права семьи и ребенка. Так, в принятой ООН Кон­венции о правах ребенка признается, что «ребенок является самостоя­тельным субъектом права», то есть имеет юридические права, интересы детей имеют приоритет перед интересами общества. Особо отмеча­ется, что для всестороннего гармоничного развития каждого ребенка ему необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

В Конвенции подчеркивается, что ребенок имеет следующие права:

•      на создание условий для развития способностей, талантов;

•      на получение образования;

•      на участие в играх, культурных, творческих, развлекательных
мероприятиях.

Уважение к мнению, взглядам, личности ребенка должно быть не только нормой общечеловеческой культуры, но и нормой права. Одно из важнейших требований Конвенции — развитие и укрепление у детей чувства чести и достоинства. Каждый растущий человек имеет право свободно выражать свое мнение, нельзя применять к нему унижающие формы обращения и наказания. Основные положения Конвенции нашли отражение в Семейном кодексе РФ.

Справка юриста.  В статье 57 Семейного кодекса говорится: «Ребенок вправе выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушан­ным в ходе судебного и административного разбирательства».

Права и обязанности родителей

В статье 63 Семейного кодекса РФ указывается:

         1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духов­ном и нравственном развитии своих детей.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право вы­бора образовательного учреждения и формы обучения детей до получе­ния ими основного общего образования.

Статья 65 Семейного кодекса гласит: «Родительские права не мо­гут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родите­лей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причи­нять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравствен­ному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренеб­режительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».

Школа — семья — ребенок

Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу сни­жается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и  возрастает.

Из истории образования. «Нельзя сводить духовный мир ма­ленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами,

В.А. Сухомлинский

Обратим внимание на слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского. Он говорит о том, что семья берет на себя весомую долю за­боты о всестороннем развитии ребенка. Родителям нужно хорошо по­нимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на младшего школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образо­ванности, воспитанности ребенка. Это важно для того, чтобы не воз­никли ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье — другое. Если у родителей появляются сомнения в правильности требований учителя и методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пы­таться дома переучить ребенка.

Какую помощь может оказать семья ребенку, начинающему обуче­ние в школе?

1. Воспитывайте у ребенка отношение к учебе не как к тяжкой по­винности, навязываемой взрослым, а как к познанию мира, проявляйте сами уважение к учителю, раскрывайте детям особенности и значение его труда, воспитывайте интерес к одноклассникам. Имейте в виду, что информация о школе, учителе, детях, которую вы получаете от своего ребенка, может быть субъективной, искаженной. Необходимо самим быть ближе к школе, чтобы иметь реальные представления о том, в ка­кой помощи нуждается ребенок.

2. Терпимо относитесь к тому, что ребенок не сразу усваивает но­вые знания, овладевает учебными навыками, не впадайте от этого в па­нику и не делайте преждевременных выводов. Старайтесь избегать та­ких оценок: «не думал», «не стараешься», «не выучил».

Если ребенок все время боится, что его будут ругать за плохую ус­певаемость, накажут, это не только не способствует желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает отрицательное отношение к школе и учителю, разрушает взаимопонимание детей и родителей. Страх — плохой помощник, как в воспитании, так и в обучении.

3.  При возникших у ребенка трудностях в обучении не обвиняй­те в них его самого. Чрезмерная строгость, осуждение, угрозы не толь­ко не стимулируют желание преодолевать трудности учения, но и ли­шают ученика уверенности, что он с ними справится, формируют чувство вины, сознание собственной неполноценности. Постарайтесь вместе с учителем разобраться в причинах возникших трудностей и помогите устранить их. Задумайтесь над тем, что вы сами делаете не так. Почему ребенок испытывает трудности? Как помочь ему их пре­одолеть?

4.   Ни в коем случае ребенок не должен ощутить, что неуспехи
в школе могут лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят
свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок
(«я не могу и не хочу любить двоечника»), то они отдаляют его от себя,
а значит, уменьшают возможность своего влияния на него.

         5. Почаще хвалите ребенка, особенно в первый год школьной жизни. Он должен ощущать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обяза­тельно научишься, у тебя уже стало лучше получаться». Только уверен­ность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.

Замечательно сказал об этом В. Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты — внук,

За то, что ты — сын,

За то, что — малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

        Особого внимания семьи требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмеш­ки сверстников, глубоко переживают соб­ственные неудачи и ошибки, что может стать причиной негативного отношения к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно поговорить с учителем об инди­видуальных особенностях ребенка, оказать ему помощь в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к пере­живаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимо­отношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Это поможет правильно оценивать как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Мне кажется, что учитель прав...», «Давай подумаем, почему дети не захотели с тобой играть», «Правильно ли ты оценил свою работу?» и т.п.

Постепенно у младшего школьника формируется потребность де­литься с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помо­щи. Будьте при этом доброжелательными советчиками, а не строгими судьями. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у вас его расска­зы, постарайтесь сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжела­тельно разберитесь в ситуации. Если вы начнете упрекать и обвинять ребенка, не рассчитывайте впредь на его откровенность. В то же времянельзя постоянно фиксировать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, показывать свою тревогу, чрезмерно опекать ребенка, решая за него все проблемы, лишая его са­мостоятельности.

       При установлении взаимодействия школы и семьи в воспитании младшего школьника важно учитывать также то, что авторитарность родителей, акцентирование недостатков детей порождают у них тре­вожность, безынициативность. Сверстникам не интересно с такими детьми. Трудно устанавливать взаимоотношения и тем детям, которые до школы общались преимущественно со взрослыми, а также чрезмерно опекаемым в семье. Они в классе робки, незаметны, необщительны, при этом многие из них хорошо воспитаны и добры. Поскольку у них не развито умение взаимодействовать с другими детьми, сверстники выби­рают в друзья энергичных, инициативных, самостоятельных.

Родители могут помочь ребенку наладить дружбу с одноклассни­ками, приглашая их в гости, участвуя в подготовке школьных праздни­ков, организуя посещения музеев, театров и т.п. Позаботьтесь о том, чтобы во время этих мероприятий ребенок тоже был активен: научите его подвижным играм, в которые можно поиграть с одноклассниками, несложным фокусам и др. Застенчивые дети чувствуют себя более уве­ренно, когда занимаются тем, что умеют, с чем легко справляются.

Как стать другом своему ребенку

Отец и мать — те образцы, на которые равняется ребенок. По­ловина из опрошенных детей младшего школьного возраста сказали, что хотели бы быть такими, как их родители. В самооценках детей нахо­дят отражение те требования, ожидания, которые исходят от родите­лей: ребята считают, что должны быть послушными, хорошо учиться, быть умными, сильными, дисциплинированными.

Родители дороги ребенку. Он испытывает немало тяжелых пере­живаний, когда родным плохо, кто-то болеет или ссорится. На вопрос, что бы ты пожелал, если бы все мог, многие из детей отвечали: чтобы папа и мама были здоровы, жили всегда. В детских рисунках родители занимают центральное место, что говорит об их значимости для ребен­ка. В то же время дети рассказывают о несправедливости, лжи, обид­ных высказываниях по отношению к ним, физических наказаниях,которым они подвергались в семье. Сложности в отношениях ребенка и родителей часто возникают из-за непонимания взрослыми пережива­ний детей.

Дочка просит пойти погулять, но ей запрещают, так как она не убрала свои вещи. Девочка пытается объяснить, что договорилась с по­другами, ее будут ждать, — безрезультатно. Тогда она убегает без разре­шения. Родители возмущены, и вполне справедливо. Однако в данном случае ответственность перед другими, интерес к общению со сверст­никами для девочки оказались важнее, чем запрет близких. Родители в глазах ребенка предстали как не понимающие его интересы, желания.Непонимание начинает казаться ребенку главным в отношении к нему родителей.

Неверие взрослых в силы ребенка вызывает у него протест уже в трехлетнем возрасте. У младшего школьника это вызывает воз­мущение и обиду. Детям свойственно стремление быть на уровне своих сверстников, быть «не хуже других». Запреты взрослых этому препят­ствуют, мешают продемонстрировать свою самостоятельность. В дей­ствиях взрослых нередко проявляется стремление застраховаться от неприятностей, неожиданных поступков ребенка. Они стремятся за­претить ему все, что им кажется опасным, вредным, что может привес­ти к каким-либо неожиданностям. Именно неверие в возможности ре­бенка вызывает конфликты, создает у малыша представление, что его считают маленьким, несмышленышем. Страх быть униженным, осо­бенно в глазах товарищей, отрицательно сказывается на самочувствии ребенка.

Позиция взрослых по отношению к младшему школьнику как к су­ществу, мало что знающему, умеющему, понимающему, может выражать­ся в пренебрежительных высказываниях, в унижающих его достоинст­во оценках, эпитетах. Власть родителей велика: материальные возможности, жизнен­ный опыт, физическая сила — всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, которой ребенок вынужден подчиняться. Вырастая, он может остаться зависимым от родителей, их мнений, требований. Но возможно и другое: постепенно будут зреть протест, несогласие, отторжение от семьи.

         Дружба родителей и детей — это особые отноше­ния, которые требуют, прежде всего, взаимного уваже­ния, умения взрослого понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении с ним. В то же время роди­тель остается старшим, опытным, ответственным за жизнь, дела, развитие своего чада. Как то и другое можно сочетать в отношениях с детьми, как стать для них источником  опыта, который они принимают добровольно? Лучший путь — постараться встать на место ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта дать совет. Так, например, дочка рассказала родителям о своих переживаниях по поводу конфликта с подругой. Родители, выслушав ее, попросили объяснить, из-за чего произошла ссора. Рассказывая, девочка сама поняла, что конфликт возник из-за пустяка. Тогда родители стали вспоминать случаи из своего детства и вместе с дочкой искать способ, как исправить недоразумение. Вскоре подруги помирились, а родители поднялись еще на одну ступень доверия своего ребенка. Другие родители в аналогич­ном случае стали высмеивать причину ссоры, называть подруг глупыми. Такое отношение к переживаниям девочки вызвало у нее глубокую обиду и уверенность, что взрослые не хотят ее понять. Отсюда следует еще один совет родителям, желающим строить дружеские отношения с ребенком: стремитесь чувствовать, понимать, принимать его душевный мир.

Важно также демонстрировать свое доверие к детям. Нельзя ули­чать ребенка в плохом поступке, стыдить, если у вас нет уверенности, что он его совершил. Ошибка может стоить дорого: ребенок замкнется или будет стараться «вывернуться», говоря неправду. Если возникнет си­туация, когда надо оценить неблаговидный поступок ребенка, не следу­ет спешить. Спросите, что случилось, как он сам оценивает свое пове­дение. При этом ребенок должен почувствовать, что родители ему со­переживают, стремятся разобраться во всем по существу, по справедливости, помочь.

Основы дружбы с родителями зарождаются из доверия ребенка ко взрослому, понимания последним детских переживаний, мыслей, уст­ремлений, из умения взрослых поставить себя на место ребенка.

 

Усвоению детьми норм нравственности, культуры поведения по­может использование взрослыми пословиц и поговорок, высказыва­ний умудренных жизненным опытом людей. Рекомендуем вам некото­рые из них.

Пословицы и поговорки

•Добрые дела красят человека.

•  Спеши делать добро.

         • Жизнь дана на добрые дела.

•Без добрых дел нет доброго имени.

•   Скромность каждому к лицу.

•   Скромность украшает человека.

•   Тот ничего не боится, кто честно умеет трудиться.

•   Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

•   Век живи, век учись.

•   Не сиди, сложа руки — так не будет и скуки.

•   Друга ищи, а найдешь — береги.

•   Недруг поддакивает, а друг спорит.

•   Не давши слова — крепись, а  давши — держись.
•Для родины своей сил не жалей.

•Делай хорошее для других — станешь сам лучше.

•  Правда и кривда врозь живут.

 •Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

•   Труд человека кормит, а лень портит.

•   Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

•   Посеешь поступок — пожнешь характер.

•   Плати добром за добро.

Правила этикета

•   Не спеши первым сесть за стол.

•   Не разговаривай во время еды.

•   Не забывай закрывать рот, когда жуешь.
•Не чавкай.

•Не рвись первым выскакивать в двери.

•Не перебивай говорящего.

•Не кричи и не повышай голоса.

        •Не размахивай руками.

        •Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

        •Не передразнивай говорящего человека, даже если он заика.

         •Не садись раньше старшего по возрасту человека
           без его разрешения.

         •Не протягивай руку первым, дождись, пока старший по возрасту  поздоровается с тобой.

        •Не забудь снять головной убор, входя в дом.

        •Не повторяй слишком часто «я».

         •Не делай вид в троллейбусе и трамвае, что ты не замечаешь стоящего старика.

        •Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

        •Не забудь извиниться, если ты нечаянно кого-нибудь толкнул
          или обидел.

        •Не причесывайся, где попало, для этого есть коридор,
         фойе, туалетная комната.

        •Не делай того, что другим людям может принести
          беспокойство.

        •Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

Из истории образования. Еще в древности молодежь усваивала «правила этикета», а вернее — правила общежития, через обряды, ритуалы, обычаи. Все это передавалось от старших к младшим и запоминалось очень твердо. Позднее такие прави­ла-советы касались не только общих традиций жизни, но и по­ведения в быту: у себя дома, в гостях, в общественных местах и т.д. Встречаем мы такие правила в «Поучении» Владимира Мономаха. Вот некоторые из них: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев», «Напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя», «Не пропустите человека, не попривет­ствовав его, и доброе слово ему молвите». Такие же заповеди, основанные на христианской религии, есть и в другом памятнике русской педагогической литературы — «Домострое», где юноше даются рекомендации: иметь «походку кроткую, голос тихий, слово благочинно, при старших — молча­ние, перед мудрейшими — послушание, знатным — повинове­ние, к равным себе и младшим — искреннюю любовь». Не прав­да ли, что и сегодня многим юношам и девушкам подобный совет оказался бы полезным? А известный педагог и философ Епифаний Словинецкий (XVII в.) говорит о правилах поведения ребенка за обеденным столом, в училище (так назывались школы), в церкви. Говоря о внешнем виде ребенка, его мимике и жестах, Е. Словинецкий обращал внимание на то, что они являются вы­ражением внутренней сущности человека: его характера, черт личности. Видный просветитель XVII — XVIII вв. И.Ф. Копиевский советует: «Первей ногти обрежь, потом помой руки... Еству бери перстами. Не спрятывай в жменю. Локтем не подпирайся. Перстов не лижи. Костей не грызи. В носи не долби...»

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz