Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Догойская средняя общеобразовательная школа имени Даширабдана Батожабая»
Принята на педагогическом Совете Утверждаю
школы Директор школы:
____________ Б. Ральдин
Программа
обучения правилам безопасного поведения в Интернет – пространстве
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.
Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу.
«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченный
при Президенте Российской Федерации по правам ребенка).
Медиаграмотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права (Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, Решение Европейского парламента и Совета № 276/1999/ЕС о принятии долгосрочного плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносным содержимым в рамках глобальных сетей).
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников.
Данная программа рассчитана на период с 2017 по 2020 год (3 года).
Работа с обучающимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей: начальное звено (1-4 класс), среднее (5-9 класс), старшее(10-11класс). На каждом этапе необходимы специальные формы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями.
Для организации безопасного доступа к сети Интернет в МАОУ «Догойская средняя общеобразовательная школа имени Даширабдана Батожабая» созданы следующие условия:
В ОУ Разработаны и утверждены:
1.
- РЕГЛАМЕНТ работы участников образовательных отношений МАОУ « Догойская СОШ» в сети Интернет
- ПРАВИЛА использования сети Интернет
- ИНСТРУКЦИЯ пользователя по безопасной работе в сети Интернет.
- ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет
2. Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля.
3. Ведется журнал учета работы в Интернет.
1. Нормативно-правовая база
Программа разработана с учетом требований законов РФ:
- «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ от 29.12.2012г. № 273- ФЗ;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10;
- Цели, задачи, основные мероприятия
реализации программы
Цель: обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (в частности сети Интернет)
Задачи:
- формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков;
- формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности;
- изучение с нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
- формирование знаний в области безопасности детей использующих Интернет;
- организации просветительской работы с родителями и общественностью.
Перечень мероприятий по обучению безопасному использованию сети Интернет
|
№
|
Период проведения
|
Наименование мероприятия
|
Ответственный
|
1
|
Сентябрь
Сентябрь
|
Минутки безопасности работы в Интернет для учащихся 5–11 классов. (инструктаж)
|
Учитель информатики
|
2
|
Октябрь
Октябрь
|
Изучение нормативных документов по организации безопасного доступа к сети Интернет
|
Школьные методические объединения
|
3
|
Октябрь
2017
|
Работа школьного сайта. Совещание при директоре
|
Зам. директора по УВР
|
4
|
Ноябрь
2017
|
- классные часы, задачей которых является ознакомление учащихся с опасностями, которые подстерегают их в Интернете:
«Безопасность детей в Интернете»(5-6кл.), «Безопасный поиск в сети Интернет (8-9 кл.),
«Безопасное селфи» (10-11класс)
|
Классные руководители.
|
5
|
Декабрь
2017
|
Выпуск буклетов «Весёлый Интернет» (обзор детских сайтов).(1-4 класс)
|
Классные руководители
|
7
|
Январь
2018
|
На уроках информатики провести беседы, диспуты: «Безопасность при работе в Интернете», «О личной безопасности в Интернет», «Сетевой этикет», «Форумы и чаты в Интернет», «Информационная безопасность сетевой технологии работы»
|
Учитель информатики
|
8
|
Март18
Апрель2018
|
Вопрос на обсуждение педсовета: Безопасное использование сети Интернет
При заместителе директора по УВР: Государственная услуга» Аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
|
Классные руководители
|
9
|
Апрель 18
Октябрь19
|
- Выступление на родительском собрании на тему: «Быть или не быть Интернету в компьютере вашего ребенка?»
- Анкетирование «Знают ли родители, с кем общается их ребенок в сети?»
|
Классные руководители
|
10
|
Январь 19
|
Беседа с родителями . Тема: Интернет. Плюсы и минусы.
|
Классные руководители
|
11
|
Ноябрь
20
|
Агитбригада «БезОпасный Интернет»
|
Тьютор
|
12
|
|
Что нужно знать старшеклассникам об Интернете
|
Зам по ВР
|
13
|
Декабрь
|
Беседа. Интернет –зависимость
|
|
14
|
Апрель 18
|
Этика сетевого общения
|
|
Исполнители:
- Школьные методические объединения
- Классные руководители
- Учитель информатики.
- Зам. Директора по УВР
|